Развитие памяти у детей дошкольного и школьного возраста

Память, по мнению многих родителей, абсолютно невообразимая и загадочная штука.

Не поддается логике, почему дитя стишок, который ему задали выучить к утреннику в детском саду, запоминает мучительно долго, а слова глупой песенки, единожды услышанной по радио, – моментально.

Родителей, которые хотят, чтобы их чадо демонстрировало лучшие результаты в учебе, мучает множество вопросов: «От чего зависит развитие памяти у детей?», «Почему крохе так трудно даются некоторые вещи для запоминания?» и самое главное – «Можно ли улучшить память своему ребенку?».

На последний вопрос детские психологи отвечают однозначно: «Можно, если выбрать правильную методику».

Классификационные особенности развития памяти у детей

Память – это вид умственной деятельности, который необходим во многих проявлениях нашей жизни и который, к счастью, поддается тренировке.

Чтобы понять, как происходит развитие памяти, нужно знать классификацию этого вида умственной деятельности.

В зависимости от длительности сохранения информации память бывает двух видов:

    кратковременная – данные легко запоминаются, но достаточно быстро стираются с «жесткого диска» мозга;долговременная – информация длительное время сохраняется в голове и может быть использована.

В зависимости от объекта запоминаний:

    зрительная – отвечает за запоминание лиц, пейзажей, интерьеров и прочих увиденных картинок;слуховая – вы запоминаете информацию, которую услышали;моторная – наше тело запоминает, как двигаться в зависимости от обстоятельств;эмоциональная – отвечает именно за запоминание эмоций.

Есть еще один распространенный критерий классификации памяти – степень волевой регуляции:

    произвольную – мы прилагаем усилия, чтобы запомнить что-либо;непроизвольную – процесс запоминания происходит вроде бы сам по себе и не требует от нас усилий.

Развитию поддаются все виды, ведь, даже если вы используете популярные методики для развития долговременной зрительной памяти (те же таблицы Шульте, к примеру), то тренируются все группы мозговых мышц.

Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста

Дошкольники в большинстве своем обладают непроизвольной памятью.

Чем меньше ребятенок, тем труднее ему сделать над собой усилие, чтобы запомнить что-то.

Пока его мозг устроен по-другому: он запоминает то, что ему нравится и противится делать то, что не хочет.

Как научить ребенка считать?

Нельзя игнорировать необходимость развития произвольной памяти, ведь не за горами школа, а значит, детям скоро придется прикладывать усилия, чтобы запоминать новую информацию:

Учить наизусть стишки и песенки.

Да, не все дети хотят прилагать усилия, чтобы заучить какой-то стишок, но придется найти аргументы, чтобы убедить их: это необходимо.

Описывать увиденное.

Практикуйте это упражнение после променада: попросите малыша рассказать вам о том, что он увидел во время ее.

Если ему сложно воспроизвести картинку, скажите ему: «Постарайся в следующий раз запомнить больше».

Можно использовать и нарисованные картинки, а не реальные пейзажи.

Заучивание нужно информации: имен родственников, адреса дома, где вы живете, дней рождения близких людей.

Периодически спрашивайте у детей те или иные данные, которые вы уже выучили.

Особенности развития долговременной памяти у детей

Кратковременная память у большинства детей развита от природы.

Кроха слышит нужную ему информацию, непроизвольно запоминает ее, использует, а затем благополучно забывает.

Если для детей дошкольного возраста такие особенности процесса запоминания не дают повода для волнений, то родителям школьников нужно заботиться о развитии долговременной памяти своих детей, потому что без нее малыш не сможет хорошо учиться.

Развивать долговременную память детей можно тремя способами:

Сравнивать несколько предметов, чтобы определить их схожие и отличительные особенности.

Не столь важно, какие это будут предметы (можно использовать картинки или таблицы), главное, чтобы малыш практиковал методы синтеза и анализа.

Игра в ассоциации.

Это достаточно простой и приятный для детей способ развития памяти и запоминания новой информации.

Начните играть в ассоциации со слов, затем переходите к словосочетаниям, после – к предложениям.

Пересказ увиденного, услышанного или прочитанного.

Чаще просите свое дитя пересказать вам понравившийся мультфильм или прочитанную книгу, или рассказать о том, что интересного было сегодня в саду и т.д.

Упражнения на развитие памяти школьников

С тем, что плохая память создает проблемы и детям, и родителям, большинство семей впервые сталкивается в школе.

Малыш не может запомнить и воспроизвести то, что требует от него программа, начинает отставать от сверстников.

Развивать память школьников можно при помощи таких упражнений:

Таблиц Шульте.

Табличек с цифрами, буквами или картинками, которые после просмотра нужно воспроизвести.

Рисования.

Например, вы рисуете на листе бумаги трех котов в разных позах или инопланетян, или геометрические фигуры, или что-то другое.

Просите малыша в течение нескольких минут рассматривать картинку, чтобы запомнить детали, а затем прячете рисунок и предлагаете чаду нарисовать первого котенка, второго робота, третью фигуру и т.д.

Воспроизведения композиции.

Берете игрушки, палочки, другие мелкие предметы (чем меньше ваш малыш, тем меньшее количество нужно брать) и располагаете их в произвольном порядке.

Просите дитя запомнить композицию, а затем воспроизвести ее как можно точнее.

Пример такого упражнения представлен в видеоролике:

Зависит ли развитие памяти у детей от их питания и образа жизни?

Нормальные родители стараются, чтобы их дети получали все самое лучшее: вкусненько кушали, имели компьютер, играли допоздна, потому что не хотят ложиться спать, делали то, что им нравится.

Но очень часто именно такими благими намерениями мы портим детей, потому что они недополучают витаминов и ведут сидячий образ жизни, а страдает от этого, в первую очередь, память.

На развитие памяти влияет:

Питание.

В рационе малыша должны быть орехи, злаки, твердый сыр, семечки, зелень, жирные сорта рыбы, печень, белое мясо, овощи и фрукты.

А вот мучного и сладкого нужно давать поменьше.

Образ жизни.

Кроха должен достаточно времени проводить на свежем воздухе (желательно не менее 2–3 часов в день), чтобы клети его мозга насыщались кислородом.

Физическая активность.

Крайне важно, чтобы дитя много двигалось, а не просиживало дни напролет за компьютером.

Если чадо мало играет со сверстниками на улице в подвижные игры, то нужно отдать его в спортивную секцию или на танцы.

Сон.

Режим сна очень важен для развития памяти детей.

Укладывать ребенка нужно через «не хочу» в одно и то же время.

Постепенно сын или дочь привыкнет к такому режиму и будет ложиться в кроватку без проблем.

Родители.

Да, от того, сколько времени вы проводите с малышом, занимаетесь ли с ним, прививаете ли ему любовь к книгам, учите ли вместе стишки, играете ли в развивающие игры и т.д., зависит формирование искусства запоминания.

Как видите, развитие памяти у детей – процесс непростой, но необходимый, если вы хотите, чтобы ваше дитя могло демонстрировать хорошие результаты в учебе и не отставать от сверстников.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: