С 1 ноября в России больше не выдают бумажных паспортов транспортных средств. Что «смогут» электронные ПТС (ЭПТС) и насколько они безопасны, разбирался Sobesednik.ru.
Что будет с бумажными ПТС
Хождение бумажных ПТС не прекратилось с 1 ноября. Ими можно пользоваться, как раньше. Но если владелец авто потерял свой ПТС, в нем закончилось место для записей или человек просто захочет поменять бумажный на электронный, это можно сделать. Услуга стоит 600 рублей.
С 1 ноября ЭПТС в обязательном порядке получают только на все новые авто, которые производятся в России, и на те, что привезены из-за границы.
Впрочем, по сути в России уже есть база электронных ПТС – получить ЭПТС российские автовладельцы имеют возможность аж с октября 2018-го, и некоторые уже воспользовались ею. По словам управляющего директора автоматизированной системы электронных паспортов АО «Электронный паспорт» Бориса Ионова, сегодня в России оформлено порядка 1,4 млн ЭПТС (из них 1,1 млн уже стоят на учете в ГИБДД). Для того, чтобы проверить работоспособность системы, все это время проводились тестирования, нагрузочные испытания.
Как заверил Ионов, пока проблем со стороны системы электронных паспортов не зафиксировано. Иногда, по его словам, возникают проблемы, связанные с коммуникациями (в частности, с взаимодействием с госорганами: с МВД, таможней, налоговой), но операторы стараются решить их максимально быстро.
Кто должен оформлять ЭПТС
Есть несколько способов оформить ЭПТС. Первый – в организации-изготовителе автомобиля. Второй способ – для дилеров, которые ввозят машины в Россию. Тогда оформлением ЭПТС занимаются уполномоченные организации – официальные импортеры.
Если машину ввозит в страну не фирма, а конкретный человек, то ЭПТС ему придется оформлять в испытательной лаборатории, аккредитованной для выдачи ЭПТС (сейчас их в России 19).
Там нужно будет получить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) и электронный паспорт, а затем обратиться в таможню (ФТС) для уплаты таможенных пошлин, утильсбора и остальных процедур. После этого машину нужно поставить на учет в ГИБДД.
Какая информация есть в ЭПТС
Кроме самых подробных сведений об авто (которые есть и в бумажном ПТС) – массе, мощности двигателя, vin-номере, других технических характеристик – в ЭПТС заносятся сведения о прохождении техосмотра, о наличии каких-либо ограничений при покупке/продаже, которые вносят банки или лизинговые компании.
В будущем разработчики планируют расширять список сведений. Так, там появятся данные от судебных приставов, информация от ГИБДД о внесенных изменениях в конструкцию. Программа устроена таким образом, что каждый участник системы ЭПТС имеет возможность вносить свою информацию. Например, оператор техосмотра – о результатах ТО; дилеры – о прохождении техобслуживания, продаже авто; сотрудники ГИБДД – о регистрационных действиях…
Страховщики пользуются своей базой, поэтому данных о страховых полисах в ЭПТС вы не найдете. Зато страховщики могут – по запросу – увидеть все данные того или иного электронного паспорта.
Есть и любопытный «добровольный» пункт: при желании каждый владелец (производитель машины, дилер, физлицо) может вносить данные о цене авто. Если все они проявят такое желание, можно будет посмотреть, как менялась цена на машину, оценить ее адекватность…
А вот данных о владельце машины в ЭПТС нет (если только автовладелец сам не пожелает их туда внести).
Кто может получить доступ к данным ЭПТС
Кроме тех органов, которые имеют право вносить информацию в ЭПТС, доступ к его полным данным, конечно, есть у владельца машины. Для этого ему надо всего лишь авторизоваться под своей учетной записью на сайте госуслуг.
Можно получить сведения и о чужих ЭПТС (услуга стоит 250 руб.), но получите вы лишь официальные технические данные, без информации о владельце.
Это не очень удобно, если вы покупаете машину на вторичном рынке – заказав такую справку, вы увидите лишь первого собственника – производителя… Впрочем, историю машины, сведения о ремонте (у официалов) и ДТП там обнаружить будет все же возможно.
Многие эксперты считают, что было бы правильным в обязательном порядке прописывать в ЭПТС владельцев и сведения о цене – это сделает вторичный рынок более прозрачным. Да и вообще, чем больше сведений будет в электронном паспорте, тем более качественным станет рынок подержанных авто.
мнение эксперта
Вячеслав Лысаков: Электронный паспорт надежнее бумажного
Вячеслав Лысаков // Фото: Global Look Press
Sobesednik.ru попросил оценить плюсы и минусы электронного паспорта депутата Госдумы, руководителя межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслава Лысакова.
– Электронный ПТС сложнее подделать, чем бумажный?
– Подделать, конечно, можно и электронные документы, как показала практика. Например, достаточно много грустных примеров в электронном страховании по ОСАГО в режиме онлайн. Оказалось, что можно купить полис на любой автомобиль, в том числе дорогой, за смешные деньги – за 700-1000 рублей. Причем, по всем базам машина проходит именно как тот автомобиль, которым вы владеете, но страхуется она как трактор или как самоходное средство (у которых стоимость страховки копеечная).
Другими словами, человек имеет на руках полис ОСАГО, его статус можно проверять через интернет, и никто не найдет подвоха. А на самом деле это левый электронный полис ОСАГО, за который человек заплатил три копейки. Это пример того, что и цифровизация не спасает от мошенников.
Конечно, можно предполагать, что и электронные ПТСы могут иметь такие же изъяны. Но если подходить без подозрений, то, конечно, ЭПТС надежнее, чем бумажный.
– Чем же надежнее, особенно после того, что вы рассказали про электронные полисы ОСАГО?
– Были случаи, когда при сделках купли продажи специалисты, рассматривая бумажный ПТС буквально под микроскопом, не находили в нем ничего подозрительного, но тем не менее пропускали поддельные ПТСы. Через какое-то время вскрывалось, что машина была ворованная, с перебитыми номерами, с переписанным ПТСом… И вот когда это вскрывалось, новый владелец вполне мог потерять машину, хотя и был добросовестным приобретателем. При этом никто не отвечал за то, что государство, проверив приобретаемый им автомобиль, пропустило факт подделки.
В случае с электронным ПТС такой номер не пройдет.
Если ЭПТС уже был однажды рожден на свет, то перебить или поменять в нем данные почти невозможно.
По крайней мере, если и возможно теоретически, то практически гораздо сложнее, чем в бумажном.
– А если база рухнет? Такое случается…
– Эту претензию можно адресовать к любой электронной базе – к примеру, и к базе ЕГРН, или банковским данным. Ну, стерлась база, и ты никогда не докажешь право собственности. Это, конечно, самый пессимистичный сценарий, и, безусловно, существующие базы не исчезнут и не сотрутся. Но вот то, что многие часто зависают, или некорректно работают (по разным причинам, в том числе и по причине того, что несколько лет назад был скандал с расхищением бюджетных денег – около 2 млрд руб., отпущенных на решение технических проблем и создание электронных баз), факт.
Конечно, все это требует серьезной доработки или переработки.
Кроме того, по идее, надо было бы объявить административную амнистию – перечеркнуть те ошибки, которые сейчас есть в базе автовладельцев. Там очень много неточных адресов, искаженных фамилий и т.д. Все эти неточные, искаженные данные создают массу проблем. Если их отсечь одномоментно, это бы серьезно помогло функционированию системы. Но это отдельный разговор.
Источник: