26 октября на «Первом канале» начался показ многосерийной версии исторической эпопеи «Тобол». Чем сериал различается от кинофильма, вышедшего годом ранее, и почему создатель сценария писатель Алексей Иванов убрал свое имя из титров?
1. Отличить правду от вымысла
По отзывам на полнометражную киноверсию категорически недозволено осознать, удалось ли создателям «Тобола» передать историческую правду о становлении Сибири в эру Петра I. Оценки зрителей диаметрально обратные – от «всё лгут» до «заботливо сохранили факты». Во воззрениях о этом масштабном историческом проекте расползаются даже сами создатели.
«Если гласить о идеологии нашего кинофильма, принципиально сказать ординарную и понятную нынешним зрителям вещь: «Наша родина не желает войны ни с кем и до крайней способности будет пробовать удержать мир. Но если неприятель подымет топор войны, страна обязана будет ответить, чтоб защититься», – гласит режиссер Игорь Зайцев. – Неприятели уважают лишь сильную Россию. Но принципиально также осознавать, что наше кино, какова бы ни была идейная, политическая и историческая подоплека – это кинофильм о любви, мощной и страстной».
Заставив актеров страстно обожать друг дружку на съемочной площадке, режиссеру не удалось выстроить с создателем сценария, известным уральским писателем Алексеем Ивановым («Сердечко Пармы», «Географ глобус пропил», «Тобол»), в настоящей жизни даже партнерских отношений. Иванов снял свое имя с титров.
«Нарушение исторической правды еще можно осознать и принять до определенной степени, все-же кино не учебник истории, – говорил писатель. – Но в режиссерской версии событий персонажи лишились личностей, а их поступки утратили людскую логику. Мне, естественно, горько. Над сценарием работал целый год… Я выдумал таковой сюжет, что, меняя одну часть, ты сразу меняешь всё. Я еще не глядел сериал, не понимаю, что там меняли. Но если судить по кинофильму, то и сериал будет очень далек от того сюжета, который я выдумал».
2. Узреть Дюжева в роли Петра I и Дятлова с кудрями
Восьмисерийная телеверсия, естественно, дозволит поведать о истории и отношениях героев еще больше, чем кинофильм. По словам создателей, в телесериале покажется линия о непростых отношениях православной церкви и местного языческого населения, детальнее будет проработан сюжет о геополитических амбициях Рф, ее связях с Китаем и причинах похода против джунгар, добавится еще одна любовная линия, объединяющая героев «с обратных сторон баррикад».
В расширенной версии еще больше времени уделено историям Матвея Гагарина (Евгений Дятлов, снимавшийся в парике с кудрями), Семечки Ремезова (Дмитрий Назаров, снявшийся со собственной истинной супругой Ольгой Васильевой в роли супруги его персонажа) и Ивана Бухгольца (Александр Лазарев-младший). Киноверсия, к слову, больше всего оскорбила актера Камиля Ларина, известного по смешному «Квартету И». В «Тоболе» он исполнил драматическую роль, сыграв ходжу Касыма. Но всю его линию из полнометражного кинофильма вырезали – он мерцает на дисплее в самом начале ленты практически пару секунд. Зато в телесериале Ларин развернется.
В роли Петра Первого – Дмитрий Дюжев, которому ради исторической правды пришлось помучиться чуть ли не больше всех. Актер носит обувь 45-го размера, а у царя нога была на два размера меньше. Но ради роли Петра Космос из «Бригады» согласился на любые неудобства. К слову, Дюжев не единственный представитель бандитского телесериала в «Тоболе»: князя Меншикова сыграл Павел Майков, а императрицу Екатерину – Екатерина Гусева.
3. Оценить баталии
По масштабу декораций и батальных сцен создатели «Тобола» нескромно ассоциируют собственный проект чуток ли не с «Войной и миром» Сергея Бондарчука.
Подготовка к съемкам заняла три года. За этот период времени в Тобольске была построена неповторимая декорация – центр древнего городка с каналами, подворьями и жилыми домами героев, которые воссоздавались по чертежам тех пор. Тобольский кремль, Гостиный двор, Шведская рентерея (Казенная палата) и Софийский собор – шедевры архитектуры XVII – XVIII веков – тоже возникают в кадре.
Вкупе с Тобольским историко-архитектурным музеем-заповедником был построен интерактивный музей «Посад сибирских старожилов», который на время съемок перевоплотился в декорацию к кинофильму, а опосля продолжил свою работу в качестве неизменного музейного комплекса.
Специально для съемок в Тобольск привезли 17 трюковых лошадок из Казахстана, других (около 50) отыскали на месте. Звериных готовили в протяжении 5 месяцев, а главную битву – меж джунгарами и русским войском – снимали 11 дней. «Режиссер как-то в общении произнес: «Было бы классно, если б лошадка провалилась с крыши вниз в землянку, где нездоровые и раненые. У нас есть герой, который бы там дрался с сиим джунгаром», – вспоминает постановщик трюков Жайдарбек Кунгужинов. – Лошадка пошла обезумевшим вскачь и сама прыгнула на эту крышу. Подфартило, что так стремительно. Но успели снять, у нас было 5 камер».
По словам продюсера проекта Олега Урушева, бюджет «Тобола» составил 490 млн рублей (для сопоставления: исторический «Викинг», тоже проект «Первого канала», обошелся в 1,2 миллиардов рублей). Пока шли съемки, бакс прыгал вверх-вниз, потому с средствами временами случались перебои. Был период, когда актеры снимались «в долг», но совместными усилиями ситуацию с проектом, повествующим о дружелюбной, но способной отдать отлуп противнику Рф, выправили. В финансировании «Тобола» участвовали Фонд кино, «1-ый канал» и бизнес («СИБУР» и «Газпром нефть»).
* * *
Источник: