Долин о «Дорогих товарищах»: Кончаловский снял самый жгуче современный кинофильм года

В интервью Sobesednik.ru знатный кинокритик оценил картину, получившую спецприз жюри Венецианского кинофестиваля.

Новейший кинофильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи», повествующий о очень жестоком угнетении рабочих волнений на Дону в 1962 году, пока не вышел на широкий экран (узреть его в кинозалах можно будет в ноябре. – Прим. Sobesednik.ru), но уже получил спецприз жюри на фестивале в Венеции, где его поглядел кинокритик Антон Долин. И судя по всему, кинофильм произвёл на него мощное воспоминание.

— Историческая значимость картины явна, — произнес Sobesednik.ru Антон Долин. — В первый раз большенный российский живописец в синематографе обращается к одной из самых катастрофических страничек новой истории, которая до сего времени для большинства обитателей страны просто неведома.

И мне кажутся необходимыми параллели — нечаянные, навряд ли закладывавшиеся самим Кончаловским — с самыми необходимыми событиями крайнего времени. С протестами в Хабаровске и в Белоруссии, с Майданом, с столичными протестами прошедшего лета и с ожесточенными их угнетениями властью.

— Вас меж тем упрекают за то, что вы хвалите кинофильм откровенно пропутинского художника.

— Почти все, анализируя этот кинофильм, начинают разбираться в миропонимании Кончаловского — любит он КГБ либо терпеть не может, за Путина он либо как-нибудь против. Но, как писал Добролюбов, есть и мировоззрение, когда живописец обрисовывает то, что лицезреет в этом мире, вне зависимости от того согласен ли он сам с сиим.

И в качестве, если желаете, такового «божественного телескопа» Кончаловский снял для Рф самый жгуче своевременный кинофильм года.

А пробы разобраться в политических взорах режиссера лишь мешают созидать то, что есть в самом кинофильме. И мне будет интересно прочесть систему доказательств того, кто растолкует, что «Дорогие товарищи» – по сути не антисоветский, а просоветский кинофильм, что он прославляет работу КГБ, а не указывает ее кошмар.

Образ власти в кинофильме — это особисты со стёртыми лицами, которые залезают на чердак, чтоб оттуда стрелять из винтовки по беззащитным людям. Я в этом кинофильме узрел полностью антигэбэшниый, антитоталитарный и антисоветский пафос, обычный для художника-классика гуманизм и разговор о попранных правах человека.

— Тем удивительнее контраст с крайними высказываниями Кончаловского – в том смысле, что развенчание культа личности Сталина было большенный ошибкой слабенького политика Хрущева. Что люд Рф инфантилен, и Сталин потому форева. Кончаловский, плоть от плоти русской элиты, к людям из народа, в общем-то, относится с презрением.

— Ну окей. Это на его совести. Вот когда Кончаловский попадёт к райским воротам, он там разъяснится по поводу личных взглядов.

Вагнер был антисемитом, но попытайтесь услышать его антисемитизм в «Парсифале» либо «Тристане и Изольде» либо в «Кольце Нибелунга»! Там его нет. Никакой корреляции установить тут нереально.

И буквально так же, может, Кончаловский и надменен в разговоре, но попытайтесь отыскать в «Асе Клячиной» презрение к обычным людям. Этот кинофильм изготовлен во славу обычных людей.

— Почему вы считаете «Дорогих товарищей» итоговым фильмом Кончаловского?

— Мне кажется, его когда-то шокировала эта история, и он всю жизнь прожил с сиим познанием. И войдя в тот возраст, когда самое время подытоживать, он в собственных крайних фильмах гласит о очень принципиальных для него вещах.

В кинофильме «Рай» речь шла о вопросцах морали добра и зла. В «Грехе» — о отношениях творца с Богом, а в новеньком кинофильме — о отношениях личности и власти. Мне кажется, все эти темы проходят и через биографию Кончаловского, и через его киноленты красноватой нитью, и эти три различные картины можно соединить даже в такую трилогию итогов.

Это не означает, что кинофильм «Дорогие товарищи» станет крайним фильмом Кончаловского, дай ему Бог здоровья.

Теги:
#Кино #Кончаловский #Хабаровск #протесты в Белоруссии

Рубрика:
Культура и ТВ

Источник: sobesednik.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий