Восстановление старинного компрессора КВ-10

Воздушный компрессор небольшой мощности и производительности КВ-10 попал ко мне в нерабочем состоянии, из освобождаемого от хлама гаража. Компрессор 1981 года выпуска, той эпохи, когда металла не жалели, но любая гражданская техника требовала доработки и настройки.

Воздушный мембранный компрессор типа КВ-10 предназначен для подачи сжатого воздуха в торговые автоматы и другое технологическое оборудование, где выполнения тех или иных операций требуется сжатый воздух давлением до 1,5кгс/см2.

Максимальное давление нагнетания, кгс/см2, не менее – 1,8

Производительность (при давлении нагнетания 0,5кгс/см2), л/мин, не менее – 10

Номинальная мощность, Вт, не более – 60

В компрессоре была перекручена и сломана одна из медных воздушных трубок (к реле давления), сломан один из двух клапанов на «главном цилиндре» и насмерть затвердели и заскорузли все резиновые детали – прокладки, мембраны, резинки клапанов. Кроме того, некоторые детали были залиты, чуть не растительным маслом, также полимеризовавшимся от старости.

Короткое пробное включение показало, что мотор живой, посему, предпринят ряд работ по восстановлению компрессора.

Что было использовано в работе.

Инструмент.

Набор мелкого слесарного инструмента, шуруповерт (сверление), паяльник мощностью 40 Вт с принадлежностями, набор инструмента для электромонтажа, строительный фен, пригодился ювелирный лобзик. Для покраски – кисти, тара для ЛКМ.

Материалы.

Сетевой шнур с вилкой, крепеж, термотрубка, надежный тумблер, неоновая лампочка. Силиконовый коврик, лента ФУМ, ЛКМ (в том числе много растворителя – бензин, ацетон, для отмывки грязи), ветошь.

Что было сделано.

Компрессор не без труда разобран. Закисший и заржавленный крепеж одолел при помощи проникающей смазки хорошей отвертки и малого слесарного загиба. Прилипшее и затвердевшее масло и резинки пришлось буквально соскребать острым ножом, остатки по возможности отмывал растворителями.

Стальной коллектор был тщательно вытряхнут от ржавчины и продут, вместе с алюминиевым основанием обезжирен бензином и покрашен в два слоя серенькой эмалью. Коллектор от внешней ржавчины, основание для красоты.

Реле давления.

В целом оказалось в неплохом состоянии. После разборки внутренности и детали почищены некрупной шкуркой, продуты и промыты бензином. Вместо затвердевшей мембраны из силиконового коврика была вырезана соответствующая деталь, при сборке добавлен недостающий крепеж. Реле регулируемое, рассчитано на весьма небольшое давление.

Основные узлы и детали компрессора по возможности разобраны, механически и растворителями отчищены от заскорузлой масляной грязи. В подшипники коленвала набита свежая консистентная смазка, в узел добавлен недостающий крепеж. Мотор оказался в приличном состоянии, состояние его подшипников признано удовлетворительным. Он подвергся только внешней чистке.

Некоторые из крупных деталей компрессора, где: 1- фланец-основание мембранного насоса; 2 – крышка с клапанами; 3 – кривошип с толкателем; 4 – реле давления в сборе.

Поломанный клапан мембранного насоса.

В крышке мембранного насоса 2 (см.фото выше) кроме вышедших из строя резиновых деталей был сломан и один из клапанов. Текстолитовый упор-ограничитель выбросило в рабочий объем и сломало толкателем 3 (см.фото выше). Поясок ограничивающий свободу этой детали тоже несколько смяло.

Деталь аналогичная сломанной была сделана из кусочка латуни. Размечена окружность, высверлены отверстия, деталь выпилена ювелирным лобзиком.

Диаметр детали подогнан с некоторым запасом к посадочному месту, деталь хорошенько зашлифована мелкой шкуркой (контакт с резинкой) и забита на место. Резинки клапанов заменены на детали вырезанные из того же силиконового коврика, затвердевшие и растрескавшиеся уплотнительные резинки на резьбовых деталях клапанов заменены на ленту ФУМ.

Мембрана насоса вырезана из силиконового коврика. Зажим толкателя был рассчитан на большую толщину, в этом месте пришлось подложить еще один слой.

Первоначально, попробовал установить два слоя мембраны, окончательный вариант с одной. Вторая обрезана до диаметра пластикового держателя (шляпка с обратной стороны) иначе в этом месте проходит воздух.

Сборка компрессора.

На покрашенное основание установлен мотор на стойках, фланец-основание мембранного насоса, клеммная колодка, конденсатор мотора, реле давления и воздушный коллектор (снизу).

Сломанная латунная трубка реле давления-коллектор заменена. Жесткая подводка разобрана, наконечники сняты (один распаян) и очищены. Подобрана близкая по диаметру медная трубка, отрезан подходящий кусочек, подогнаны ее концы к наконечникам. Трубку отжег газовой горелкой, зачистил и впаял один из концов. Трубку отформовал и заделал второй конец — подогнал и развальцевал во втором наконечнике.

Мембранный насос в сборе (без мотора) имел небольшое, но ощутимое сопротивление в нижней точке хода толкателя. Регулируя высоту установки толкателя над мембраной (подкладыванием прокладок под основание узла) удалось добиться совершенно легкого равномерного хода насоса. В качестве прокладок использовал широкие –усиленные (кузовные) шайбы.

Муфта на валах насоса и его мотора была изрядно разбита – изначально плохая соосность и неважная обработка краев муфты съели резинку и начали разбивать металлические детали. Муфта была удалена вовсе, вал мотора тщательно выставлен соосно с валом нагрузки при помощи прокладок под основанием мотора, валы соединены отрезком жесткого шланга (газовый, для «мягкой» проводки от бытовых баллонов с пропаном) с проволочным бандажом.

Испытания показали полную работоспособность замены – передаваемое усилие, благодаря настройке, невелико, при перекрывании воздушной магистрали срабатывает реле давления, отключая мотор.

Восстановлены электрические соединения, для удобства эксплуатации в компрессор был установлен тумблер включающий питание и неоновая лампочка с токоограничительным резистором. Вторая лампочка для индикации срабатывания реле оказалась излишней. Компрессор работает не бесшумно, его хорошо слышно – молчит но светится лампочка – сработало реле давления.

Компрессор опробован на небольшой стеклодувной горелке на парах бензина. Под столом видно бензиновый карбюратор.

Выводы, пути совершенствования.

Все работы по восстановлению агрегата имели своею целью заменить шумный строительный компрессор для работы со стеклодувной горелкой на парах бензина. Восстановленный, однако, оказался не таким уж и тихоней, особенно учитывая его практически постоянную работу. Несколько снижает шум штатный кожух устройства. В целом, для длительной спокойной работы (со стеклом на горелке), можно признать компрессор малоподходящим, разве только вынести его за пределы помещения. Порекомендовать такое устройство можно для аналогичных слесарных горелок на парах бензина – для пайки твердыми припоями, латунью. Здесь работа устройства будет кратковременной и его тарахтение не станет особенной помехой.

При работе мембранного насоса воздух в нагрузку поступает порциями, при работе с горелкой это проявляется как небольшая пульсация факела. Устраняется недостаток добавлением к устройству ресивера, емкостью хотя бы несколько литров. При столь невеликом давлении это может быть пластиковая бутылка, автомобильная камера или несколько воздушных шариков вложенных друг в друга для прочности и помещенных в матерчатый мешок.

Babay Mazay, март, 2019 г.

Продам эту самоделку или изготовлю на заказ. Напишите мне или оставьте комментарий для обсуждения деталей.

Подборки: Компрессор

Источник: usamodelkina.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: