Перевод аккумуляторного инструмента Bosch на Li-ion

Всем доброго времени суток. Предлагаю вашему вниманию один из многих вариантов переделки аккумуляторного инструмента с Ni-Cd батарей на Li-ion батареи. Просмотрев на просторах интернета разные конструкции, постарался собрать свой вариант исходя из имевшихся под рукой деталей и цены покупных модулей. Данная конструкция делалась для профессионального инструмента фирмы Bosch на напряжение 14,4V. Конкретно была цель вернуть к использованию качественную болгарку Bosch GWS 14.4V, т.к. родные аккумуляторы окончательно «умерли», а стоимость фирменного родного аккумулятора более 7000р.

В данной конструкции использовано:
— корпус от зарядного устройства Bosch AL1450DV
— корпус от аккумулятора Bosch Ni-Cd 12V 2Ah
— фрагменты от корпуса аккумулятора Bosch Li-ion 14,4V 4-5Ah или 18V 4-5Ah
— модуль индикации от аккумулятора Bosch Li-ion 14,4 V
— стеклотекстолит фольгированный односторонний
— аккумуляторы Li-ion 3,6V 2,5Ah формата 18650 с большим током разряда 4шт
— китайский модуль преобразователя DC-DC CC/CV
— китайский модуль контроля АКБ
— китайский модуль вольтметра
— вентилятор 30х30мм 12V 0,05A
— трансформатор на 17-20V 3,5-4A
— кусок пластика толщиной 6-8мм
— провод монтажный
— трубка термоусадочная
— суперклей
— изолента
— прозрачный скотч
— двусторонний скотч
— радиодетали согласно схеме
— стойки для плат с резьбой под винт 3мм

Далее и подробнее характеристики деталей по ходу описания

Из инструментов использовалось:
— дрель
— МФИ типа «Dremel»
— паяльник
— термо-клеевой пистолет
— отвертки, кусачки и т.д.

Изготовление зарядного устройства.

Принципиальная схема зарядного устройства.

Трансформатор я использовал от какой-то старой зарядки с маркировкой 97660-215-AB RH 0703 (точно такой у меня стоит в линейном лабораторном блоке питания, который спокойно выдает 3,5А напряжение холостого хода на выходе трансформатора 18,3V имеет встроенный термопредохранитель).

Блок выпрямителя.
В блоке выпрямителя стоит диодный мост KBU810 на 8А на небольшом радиаторе. Для удобства монтажа на плате установлены клемники и разъем для вентилятора (из компьютерного хлама). Так же выведен провод с разъемом на светодиод HL4 «Power». Размер печатной платы 40х50мм (см. фото).

Блок индикации.
Блок индикации выполнен на печатной плате размерами 30х42мм. Светодиод «Power» 5мм (на фото он красный, но в конце сборки я его поменял на синий), остальные светодиоды 3мм (см. фото).

Китайский модуль преобразователя DC-DC CC/CV 5А на ис XL4015E1 (подробное описание на сайте продавца Aliexpress).

С модуля удаляются SMD светодиоды. На их место припаиваются провода, которые через разъем выходят на светодиоды (3мм) блока индикации (см. схему).

Данный модуль с помощью шурупов 2мм, через текстолитовые шайбы крепится на пластиковую платформу толщиной 8мм. Размеры платформы зависят от габаритов трансформатора. На платформе на металлических стойках длинной 22-30мм крепится вентилятор размерами 30х30х20мм, который подключается через разъем к блоку выпрямителя. Специальных отверстий для вентиляции я не делал так как в корпусе вентиляционных щелей достаточно (см. схему, фото).

Далее платформа с помощью винтов М3 крепится к основанию корпуса (см. фото).
В основании и верхней крышке корпуса по трафарету трансформатора с помощью МФИ с фрезой, срезаются перегородки на нужную глубину. Тогда при закрывании корпуса трансформатор фиксируется на отведенном ему месте. Потом к основанию корпуса крепятся стойки для платы выпрямителя и блок индикации (см. фото). Шляпки винтов блока индикации с наружной стороны заклеиваются самоклеющимися мебельными заглушками черного цвета.

После чего крепим блок выпрямителя (см. фото).

Сверху и снизу трансформатора приклеиваем самоклеющиеся амортизирующие прокладки (используются для ножек мебели).

На фото с компоновкой модулей не указан вентилятор (для удобства видимости крепежа).

Блок контактов.
На блоке контактов, с оборотной стороны установлен диод VD2 P600D 6A 200V, который отсекает обратный ток от аккумулятора. Так же от контактов выведен провод с разъемом для вольтметра (см. схему, фото).

На верхней крышке корпуса делаются отверстия под светодиоды, держатель предохранителя и окно для вольтметра. Также делается пропил для выключателя. Фрезой МФИ удаляются мешающие монтажу выступающие части и перегородки. По краям окна для вольтметра суперклеем приклеиваются две полоски пластика толщиной 8мм.

Китайский модуль вольтметра (подробное описание на сайте продавца Aliexpress).

В пластиковых полосках фрезой протачиваются выемки под «ушки» вольтметра, подгоняются под нужную глубину. Вольтметр крепится двумя шурупами 2мм (см. фото).

Теперь аккуратно укладываются провода и соединяются соответствующие разъемы. Выключатель подключается с помощью ножевых гнезд 4,8мм. Поэтому замену выключателя можно производить без вскрытия корпуса. Держатель предохранителя соединяется с помощью клемника (см. фото).

В верхней крышке корпуса напротив подстроечных резисторов делается отверстие для тонкой отвертки. Для перенастройки напряжения и тока без вскрытия корпуса.

Информационные наклейки печатаются на принтере. Ламинируются прозрачным скотчем. Клеются на корпус двустороннем скотчем.
Перед сборкой корпуса проверяется точность показаний вольтметра. При необходимости вольтметр юстируется.

На задней наклейке значение тока и напряжения вписываются маркером для CD, он легко стирается спиртом. Это очень удобно на случай перенастройки ЗУ на другие параметры.

После включения ЗУ на холостом ходу выставляем требуемое напряжение (16,8V).

Далее с помощью амперметра выставляем требуемый ток (1,5А). В качестве нагрузки я использовал автомобильную лампу.

Точную разметку крепежей не описываю так, как я размечал сразу по месту, с помощью бумажных трафаретов и в конкретных случаях будет зависеть от размеров применяемого трансформатора и вентилятора.

Изготовление аккумуляторной батареи.

В аккумуляторной батарее использован универсальный китайский модуль контроля и балансировки АКБ с индикацией балансировки BMS 3S-5S 100A. Данный модуль имеет большой ток срабатывания защиты, имеет защиту от КЗ, защиту от перезаряда, защиту от переразряда, имеет возможность подключения терморезистора (10К) для защиты от перегрева, индикацию балансировки каждого аккумулятора и кучу положительных отзывов в интернете (подробное описание на сайте продавца Aliexpress).

Схема аккумуляторной батареи.

В АКБ применены 4 аккумулятора Sanyo UR18650NSX 3,6V 2,5Ah (у меня были б/у).

Из «убитого» аккумулятора Bosch Li-ion 14,4V 4-5Ah или 18V 4-5Ah вырезается часть основания, фрагмент передней части корпуса и снимаются фрагменты крепления индикатора. Так же понадобятся 2 пластиковых клина для фиксации аккумуляторов в новом блоке (см. фото).

Индикатор используется от «убитого» аккумулятора Bosch Li-ion 14,4V.

Для фиксации контактной площадки используется опорная пластиковая трубка диаметром 19-21мм.

С контактной площадки выкусывается резистор. Что не дает запуститься старому ЗУ для Ni-Cd аккумуляторов (доп. защита от перепутывания АКБ и ЗУ, проверено на ЗУ Bosch AL1411DV). В верхней и нижней частях корпуса делаются выпилы для фрагмента с крепежом индикатора. Данный фрагмент крепится к верхней части корпуса с помощью двух шурупов диаметром 3мм и выравнивается с помощью термоклея. Так же эти же шурупы фиксируют переднюю панель индикатора.

Далее с помощью термоклея крепится опорная трубка к верхней части корпуса держателя аккумуляторов. Аккумуляторы в держателе фиксируются заводским способом, т.е. с помощью пластиковых клиньев. Контактная площадка с припаянными проводами фиксируется на опорной трубке изолентой. Т.к. на момент сборки данной батареи у меня не было плоских проводников, распайка аккумуляторов сделана монтажным проводом сечением проводника 2мм. Между блоком с аккумуляторами и платой BMS установлена изоляционная пластиковая прокладка толщиной около 0,5мм, с вырезами под провода. Для лучшей фиксации конструкции в корпусе использованы самоклеющиеся амортизирующие прокладки (используются для ножек мебели) и два кусочка вспененного полиэтилена. Информационные наклейки выполнены так же, как и на ЗУ (см. фото).

Конечный результат, после окончательной сборки (см. фото).

Вся конструкция изначально собиралась и тестировалась «на столе», после окончательной сборки повторно тестировалась на болгарке и шуруповерте. Результат меня более чем устроил.

Батарея разряжалась до срабатывания защиты. Заряжалась до полного напряжения (16,8V) за 2,5часа. Ради интереса сравнил вес родного аккумулятора Bosch Ni-Cd 14,4V 2,4Ah около 840гр. и вес данного аккумулятора около 360гр. то есть разница почти 0,5кг. Все заявленные варианты защиты платы BMS срабатывают (не проверялся только термоконтроль, не было подходящего терморезистора). Батарея практически не греется, поэтому скорей всего термоконтроль пока делать не буду.

Когда процесс балансировки заканчивается, светодиоды на плате BMS гаснут раньше чем загорается светодиод окончания зарядки на ЗУ. Поэтому пока окошечко для наблюдения светодиодов балансировки на аккумуляторе делать не стал. Это кому как нравиться.

Индикатор на аккумуляторной батарее делать необязательно (если нет специального индикатора, да и работы меньше). Так как выключенное ЗУ будет точно показывать напряжение на аккумуляторе.

Фото китайских модулей взяты из интернета, остальные свои. Если нужна дополнительная информация, пишите на почту, постараюсь обязательно ответить. Отзывы, предложения и комментарии очень приветствуются.

Март 2019г.
Станислав Шурупкин.
Email: st-shur@mail.ru

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

Источник: usamodelkina.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: